Кавказ-2000

День седьмой.

Ночью - первый раз за все время - было довольно холодно. Поэтому с утра не залеживались, и встали даже раньше смоленцев. Они же продолжали нас стращать спуском - "ледник порванный, трещины пооткрывались, кто-то, говорят, целый день снизу шел, 14 веревок повесили" итд. Оптимизма это не добавляло, тем более что сами смоленцы уходили другим путем, возвращаясь назад, в то же ущелье.

Тем не менее мы одели снарягу и пошли вниз по правому рукаву ледника, по описанию. Очень скоро появились трещины, сначала их можно было обойти, потом не особо. Дополнительной сложностью было то, что мы проходили фирновое плато - края трещин крошились, надежность мостов была сомнительной. Кроме того, идя вниз, не видишь дальше метров 20 и не можешь поэтому спланировать ближайший отрезок маршрута. Пару раз приходилось идти наверх и искать проход заново.

Наконец мы подошли к главному препятствию - здоровенной трещине, пересекающей весь ледник, без мостиков и перепрыгов, внизу показалась ровная часть ледника - но она пока была недосягаема. Перелезть через трещину оказалось возможным в одном-единственном месте - спуститься по 5-х метровой стенке, пройти по мосту и вылезти на противоположный край. Пара моментов из процесса переправы представлены внизу.

Переправа через трещину. Спуск с Гумачи.

Как раз на перелазе через трещину резко испортилась погода - налетела туча и пошел мелкий снегодождь. С утра же мы расчитывали на солнце, оделись сравнительно легко, теперь, чтобы утеплиться, пришлось бы снимать обвязки - а стояли мы на очень неприятном месте, между трещин и на крутом склоне, особо и не попрыгаешь. Кроме того, у Ольги заклинил карабин хваленой буржуйской фирмы "Петцель" - на верхней стороне трещины. Этим карабином Ольга была пристегнута к своей страховке, оставлять Ольгу на леднике не хотелось, пришлось развязывать ей веревки на обвязке, освобождая проклятый карабин. Когда через трещину перелез Рома (он шел последним, с героической нижней страховкой), руки уже мелко тряслись от холода. В общем, понравилось всем.

К счастью, погода тут же наладилась - будто нам специально устроили дополнительные сложности в самом поганом месте. После трещины мы повесили еще одну веревку на подозрительном снежном поле (фото справа), и вышли на склон. Трещин не наблюдалось, склон постепенно выполаживался и выводил на ровную часть ледника.

Все это время там, под куском полиэтилена, пережидали погоду четверо альпинистов, время от времени они высовывались наружу и чего-то невразумительно орали. Теперь же они двинули к нам навстречу. Оказалось, они приняли нас за сванов - их запугали рассказами, как сваны ходят ледники без кошек, в одних войлочных носках. Мы двинули вниз по их следам, они пошли вверх по нашим. На фотке слева внизу, если по ней кликнуть, можно разглядеть наших альпинистов - наверху,на склоне, за спинами Лехи и Ромы.

Чуть подальше стало очевидно, насколько же право оказалось описание (фотка справа вверху) - пойди мы не слева от центральной скалы, а справа... Тут-то бы и повесили те самые 14 веревок, это точно. Дальше ледник оказался несложным и плоским, мы быстро проскочили его и вышли на начало тропы, сняли обвязки и кошки.

И тут внизу, уже на зеленых полянках, появился человек ( на таком расстоянии мы его еле-еле отличили от камня), осмотрелся, увидел нас, и сел на тропе спиной к нам. Обойти его было невозможно - слева скальная стена, справа обрыв на ледник.

Естественно, выдвинулась версия, что мужик -циничный и ленивый сван, которому неохота переть к нам наверх и он просто ждет, когда мы сами нему подойдем. Хотя по всем обстоятельствам - погранпост в соседнем альплагере, неходимые перевалы на ту сторону, относительно уже низкая высота - сванов тут быть не могло, но обстановку нам понагнетали, что смоленцы, что встречные альпинисты. Мы на всякий случай попрятали часть денег подальше, Ольга сняла кольцо ( "я не хочу, чтобы его оторвали у меня вместе с пальцем!") и пошли вниз. Деваться в самом деле было некуда.

Поближе, за перегибом склона, обнаружились бараны - мужик оказался безвредным местным пастухом. Но нервы он нам помотал на славу, сам того не зная, конечно. На радостях мы устроили последний перекус, и сфотографировались на фоне перевала Местиа.

На этом трудности вхождения в цивилизацию не закончились - впереди был погранпост в альплагере Уллу-Тау. По слухам, погранцы штрафовали всех нарушителей на 400 рублей. По сравнению со сванами, это был детский лепет, но лишаться денег не хотелось, и мы просто не пошли по традиционной дороге через мост и альплагерь, а свернули вниз по проселку, не переходя реку. С поста мы просматривались, как на ладони - вся надежда была на лень и пофигизм погранцов.

Так оно и вышло. Никто нас не тронул, и мы спокойно прошли до альплагеря Джайлык, где и вышли на основную дорогу. По пути набрали кучу маслят.

Шел мелкий дождь, идти пешком не хотелось, мы сняли машину МЧС и доехали на ней до Баксана, а оттуда в Терскол, к тете Вале в "Горянку". Там же все оказалось как всегда, она нас вспомнила, нам пожарили грибы, и та самая мечта о шашлыке-хычине-шурпе-вине наконец-то оказалась на столе. На этом горная часть похода и завершилась.