Кавказ-2000

День шестой.

Проснулись мы рекордно - в пять утра. Еще с темнотой. На соседних скалах во мраке блеяли козлы - требовали объедки от завтрака. Приготовили еду, еще раз рассказали непутевым смоленцам, как им идти на наш перевал Адылсу, попугали их камешком на Джаловчате. Леха с Ромой сходили на морену у озера - посмотреть на утренний Эльбрус - традиционное мероприятие для Зеленых гостиниц. Наши конкуренты - вторая группа смоленцев, несмотря на их вчерашний перепой, собрались раньше нас и поскакали наверх. Накануне мы думали в случае непогоды идти перевал Кой-Авган-ауш (1Б), но наступающее утро было великолепным, и мы пошли на Гумачи.

Сначала тропа вела по гребню морены вдоль ледника Джанкуат, склон морены, обращенный к леднику, представлял собой отвесный обрыв из щебня и глины, с острыми ребрами и узкими башнями. Местами тропа обрывалась в пропасть - медленно, но верно морена разрушалась, склон осыпался, а туристы натаптывали обходную дорогу. Наверху морены стоял мощный тур из камней, скрепленных цементом, у которого мы устроили первый привал и пофотографировались.

Подъем на Гумачи.

Сразу потом дорога выводила на ледник. Пока мы одевали обвязки, нас нагнали альпинисты - парень с девушкой, они тоже шли на перевал, а потом думали зайти на гору Гумачи. Весь путь был виден до самого конца, описание оказалось точным, да еще почти сразу мы вышли на следы смоленцев, так что технические сложности отсутствовали. Прошли подъем на перевал Джантуган (2Б), обсудили вероятность влезть на него прямо сейчас, вместо Гумачей. В принципе, зайти можно было - ничего особо страшного не наблюдалось, тем более после ледопада под Джаловчатом, но победил здравый смысл и отсутствие резерва времени. К тому же мы успели наслушаться историй о злобных сванах на Джантуганском плато, проникающим туда по склону горы Украина с помощью снаряги, отобранной ими у предыдущих групп.

Единственным серьезным препятствием на подъеме оказалась широкая трещина, ради которой мы повесили страховку. По сравнению с жутковатым мостиком на прошлом ледопаде это было ничто - но прыгать снизу вверх, да еще с рюкзаком было нелегко. По нашей веревке прошли и альпинисты - та самая парочка, что шла следом, причем девушку пришлось долго уламывать на прыжок.
Эпизоды из преодоления трещины - внизу.

Подъем на Гумачи. Трещина.

Потом подошли под перевал, перекусили, сняли кошки, и под предводительством альпиниста полезли на перевальный взлет. Очень крутая и противная сыпуха, местами скалы. Зайти можно ногами, без особых проблем, если не спускать камни на товарищей и не торопиться. На перевал вместе с нами влез только альпинист, его девушка застряла где-то посередине, и он отправился вниз ее спасать. На гору Гумачи они соответственно не полезли.

Место под лагерь - после Джаловчата - выбиралось с особой тщательностью, каждый камень, находящийся выше уровня палаток, придирчиво и недоверчиво изучался.

Сам перевал - место оригинальное, с северной стороны, куда нам надо было идти назавтра, прямо к седловине подступал ледник, во впадине которого лежало озеро. Из озера вытекала речка - в виде водопада на южную сторону перевала, по которому мы поднялись.

С перевала можно сходить на гору Гумачи и Трапеция. Смоленцы оставили для нас трогательную записку в туре - про недостаток баллонов Кемпинг-газ у них на родине и успели забраться на Трапецию. Пришлось, чтобы не уронить честь Москвы, сходить туда же, заодно и посмотреть завтрашний путь спуска.

Леха же проявил истинный героизм, и искупался в озере. Температура воды около точки замерзания. Ольга оказалась более скромной, и на фотографию не попала. Я, честно говоря, даже не помню - влазила она в озеро, или просто поплескалась.

Времени до темноты у нас оказалось полно, и мы затеяли очередную игру в покер. Игра, помнится, отличилась особым напряжением в финале - к последнему туру все пришли на равных.

Из прочих событий этого вечера можно отметить грозу над соседним хребтом Адырсу, по которому мы ходили в 98-м году. Кроме чисто эстетического удовольствия от красивого вида радовало отсутствие дождя над нами.